ГОРОД МАГИЧЕСКИХ КВАДРАТОВ

Когда император династии Мин Юнлэ (Чжу Ди) в XV в. закладывал свой Императорский город с Запретным городом внутри, он был уверен, что Северную столицу Китая — его столицу — ждет великая судьба. И оказался прав.
Самые ранние останки гомини-дов на территории современного Пекина — синантропов (от лат. Sinanthropus pekinensis — «пекинский человек»), обитавших здесь — были найдены в пещере горы Лунгушань возле деревни Чжоукоудянь (нынешний городской район Фаншань). Археологи относят их к периоду от 230 до 77 тыс. лет назад. Homo sapiens появились здесь на смену гомини-дам примерно 27-10 тыс. назад. Это был палеолит, а с неолита здешние обитатели начали заниматься земледелием. Первые городские поселения возникли еще в 1 тыс. до н. э. С этого времени историю Пекина с полным основанием можно считать непрерывной.
У Китая были и другие столицы, и границы государства менялись в зависимости от стратегических интересов той или иной императорской династии, войн, которые они вели, драматических поворотов в судьбах императоров, их свершений и подвигов. Бушевавшие в императорских дворцах страсти тоже влияли на ход событий в стране. Юнлэ как бы поставил точку в этом цикле, начав новую историю Китая со строительства Запретного города («Атлас» №228) в новом центре страны Бэйцзин, что означает Северная столица, до этого называвшемся Бэйпин (Северное спокойствие). А далее город развивался по образу и подобию императорской резиденции, закрытой для простолюдинов под страхом казни за любые попытки проникновения туда.

Горожане не знали доподлинно, что именно происходит за стенами Запретного города, но прекрасно понимали, по какому принципу он устроен. Тут никакой тайны и не могло существовать, ибо по тем же основам строили в городе и до появления Запретного города: согласно древнекитайским представлениям о мироустройстве. В самом схематичном виде по этим представлениям: Вселенная — Поднебесная империя. Синоним Поднебесной — Китай как ее центр. А устроена Вселенная, Земля как квадрат, ориентированный по сторонам света. И Пекин в целом — это также как бы квадрат, пусть не идеальный, но близкий к этой фигуре.

Традиционные пекинские жилые постройки — сихэюани—тоже подчинены этому правилу. Слово «сихэюань» переводится как «четыре [дома] с одним двором». Дома сихэюаня стоят прямоугольником в виде буквы П, фасады их обращены внутрь двора. Двор же являет собой квадрат, в центре которого растет какое-нибудь дерево с раскидистой кроной. Между сихэюанями пролегают узкие и почти всегда прямые переулки — хутуны, почему эти постройки чаще всего называют также хутунами (произносится легче), хотя точнее — сихэюани. Хутуны прокладывали с запада на восток с тем, чтобы ворота сихэюаней выходили на север и юг. Почти весь старый Пекин в XVI—XIX вв. состоял из сихэюаней и хутунов, но жизнь заставила их сносить — иначе не проложишь дорог, не построишь высотных домов
и торговых центров. Ведь без торговли Пекин — не Пекин.

Чем ценилась жизнь в сихэюане, так это тем, что все его обитатели хорошо знали жизнь друг друга, постоянно контактировали и поддерживали соседей во всех жизненных перипетиях: это было феноменальное духовное единство, как описывают его городские предания. Теперь эти исторические постройки — редкость, но кое-где они еще стоят — по всем четырем сторонам от Запретного города и площади Тяньань-мэнь — и охраняются государством. Более того, ради возрождения колорита старого Пекина возводятся небольшие новые жилые комплексы в этой стилистике, и побродить среди них, насладиться в местных заведениях «молодым» чаем, который «жарят» (сушат) при вас, — это шанс почувствовать душу Пекина.

А лучшая иллюстрация китайского понимания окружающего мира и сопутствующей ему философии — храмы и монастыри Пекина, в большинстве которых присутствует тот самый совершенный магический квадрат.

Добавить комментарий

Comment
Name*
Mail*
Website*