НА ЮЖНОМ КРАЮ АНАТОЛИИ

Занимающие большую часть территории региона, горы Тавра являются естественной границей между приморьем и внутренними районами Анатолии.
Горы образовали непрерывную цепь, рассеченную многочисленными речными долинами. Горы сложены из известняка, в них множество карстовых образований: воронок, пещер, провалов, гротов.

На западе, в иле Анталья, почти на всем протяжении горы круто, зачастую отвесно, спускаются к морю.

Только на востоке, в районе Тарсуса и Аданы, Центральный Тавр отступает на север, освобождая место для сравнительно большого равнинного участка побережья — низменности Чукурова (в переводе с турецкого — «равнина»). Она протянулась вдоль побережья на 150 км, местами достигая ширины 70 км. Равнина представляет собой старую речную дельту, образованную крупными реками Сейхан, Джейхан и Бердан.

Через Сейхан переброшен каменный мост Ташкопру, построенный еще в эпоху Древнего Рима, при императоре Адриане, и являвшийся важнейшим звеном на торговом пути из Восточного Средиземноморья во внутреннюю Анатолию и Персию.

На крайней южной оконечности равнины находится уникальный природный объект — лагуна Акьятан, один из основных пунктов на маршруте миграции перелетных птиц в этом районе Средиземноморья.

Плодородные почвы и средиземноморский климат (Чукурова — наиболее жаркая часть Турции) — все это превращает Чуко-рову в один из лучших сельскохозяйственных районов мира. Это единственный район Турции, где растут бананы, манго и киви.

Исторически район низменности Чукурова, занимающий территорию четырех илов — Мерсина, Аданы, Османие и Ха-тая, — был известен как Киликия. Здесь проживает почти 6 млн человек — это
место наибольшей концентрации населения Турции. Тут сосредоточены крупнейшие турецкие нефтегазовые терминалы в портах Мерсин, Искендерун и Джейхан.

Средиземноморский регион — главный туристический район Турции по всем показателям: ежегодно он принимает наибольшее количество туристов и получает основную массу доходов страны в туристической индустрии. Все это благодаря практически полному отсутствию предприятий тяжелой промышленности, местонахождению в самом солнечном месте страны, развитой сфере обслуживания, богатой на события истории, оставившей множество достопримечательностей, и разнообразной культурной жизни.

Но в отношении туризма заметно различие между западной частью региона, где Анталья превращена в одну большую международную курортную зону, и восточной, где побережье не менее прекрасное, но отдыхают здесь преимущественно жители соседних илов, а побережье от Мерсина до Караташа занято фермами и плантациями.

На севере Тавр сливается с Анатолийским плоскогорьем и служит естественной границей между Средиземноморским и внутренним регионом Турции.

Горы между побережьем и Анатолийским плоскогорьем труднопроходимы. Исторически важными являются два имеющихся в них прохода.

Первый — Аманус, или Аманианский — на востоке региона между илами Османие и Газиантеп в горах Hyp (Аманос). В Средние века здесь проходила граница между Сирией и Киликийской Арменией
(ныне — часть Турции). Это практически единственный путь с побережья через горы в Южную Анатолию.

Второй проход именуется Киликийскими Воротами, или Кюлек-Богазы. Он проходит на высоте 1 км между хребтами Болкар и Аладаглар Центрального Тавра и соединяет внутренние районы Антолийского плоскогорья с приморской низменностью. Через Киликийские Ворота, низменность Чукурова и Аманианский проход еще в глубокой древности пролегала оживленная военная и караванная дорога из Малой Азии в Сирию. Этим путем шли армии хеттов, греков, Александра Македонского, римлян, монгол и отряды Первого крестового похода 1096-1099 гг. Сегодня вдоль прохода построены автомобильная и железнодорожная магистрали Стамбул — Багдад, для чего пришлось прорубить 80 тоннелей.

Добавить комментарий

Comment
Name*
Mail*
Website*