Ночью 22 июня 1941 г

К 22 июня 1941 г. германские бронепоезда были подтянуты к восточным границам Рейха и разделены между группами армий как указано в таблице.

Ночью 22 июня 1941 г. германские ширококолейные бронепоезда были доставлены непосредственно к границе с СССР на приграничные станции. Однако немецкое военное командование не отводило им какой-либо существенной роли в наступательных операциях и не ставило перед бронепоездами атакующих боевых задач, возлагая свои надежды прежде всего на танки и авиацию.

Характерный пример — ширококолейные бронепоезда №№ 27 и 28, которые были приданы 45-й пехотной дивизии XII армейского корпуса. В задачу дивизии входил захват Брест-Литовска (кстати, Вермахт захватывал его уже во второй раз, первый — в сентябре 1939 г.).

Читаем в переписке начальника штаба XII армейского корпуса подполковника фон Вальден-бурга: «.во второй половине дня 19.6.41 г. оба командира (бронепоездов №№ 27, 28) установили, что их поезда по-прежнему и теперь абсолютно не готовы к применению. Несмотря на значительные недостатки в их оборудовании и транспортном оснащении, которые, вероятно, до дня «В» еще можно устранить, у них полностью отсутствует немецкий и французский боекомплект (для трофейных французских танков Somua S35). Французский боеприпас должен отправиться 11.6.41 г. из Парижа. Можно ли еще рассчитывать на его своевременное прибытие, кажется сомнительным»; «По сообщению обоих командиров, транспортными службами подход бронепоездов спланирован так, что 21.6.41 г. в 22.08 ч. они должны прибыть на вокзал Малашевичи»; «.бронирование локомотивов и постановка вагонов с широкой колеей на железнодорожные пути с русским следом только по имеющимся до сих пор теоретическим расчетам должны продолжаться 6 ч. . Можно добавить, что оба командира единогласно рассчитывают не на 6 ч. (теоретически рассчитанное требуемое количество времени), а на срок примерно от 12 ч., так как эта работа до сих пор еще никогда не разучивалась, и кажется, у них недостаточно и технических вспомогательных средств для постановки вагонов с широкой колеей на русский след».

Запись в журнале боевых действий 45-й пехотной дивизии от 21.06.1941: «22.55 ч. Стоящие в Малашевичах бронепоезда (№№ 27, 28) сообщают, что они не готовы к применению при начале нападения (технические трудности). Донесение штаба 45-й дивизии штабу XII армейского корпуса от 23.06.1941: «Бронепоезда 27 и 28 не задействовались дивизией при нападении на Брест-Литовск, так как они не были готовы к применению (преимущественно технические проблемы при переходе на русскую колею). Их дальнейшее применение дивизией нецелесообразно; поэтому они будут . заявлены к передаче».

После начала вторжения бронепоезда продвигались вперед двумя эшелонами: непосредственно у линии фронта действовали ширококолейные бронепоезда №№ 28-31, а несколько сзади — №№ 1-4, 6 и 7, имевшие европейскую колею. Как правило, они выполняли охранные функции, задачи по сопровождению важных грузов и поездов, сопровождению предназначенных для борьбы с партизанами боевых групп, поддержки их огневыми средствами.

Вообще же до лета 1941 г. германские бронепоезда были в несколько неопределенном состоянии. С одной стороны, они находились в распоряжении военных, выполняя боевые задачи, поставленные командованием армий и соединений, с другой — за их техническое состояние и укомплектование оборудованием и специалистами отвечало Министерство путей сообщения (Reichsverkehrministerium). Чтобы исправить такое положение и улучшить координацию боевых действий бронепоездов, по инициативе немецкого Генерального штаба был организован специальный отдел. В июле 1941 г. была введена должность офицера Штаба железнодорожных бронепоездов, который контролировал их деятельность. Сначала Штаб подчинялся министру путей сообщения, а с 9 августа 1941 г. был переподчинен командующему «Быстрых войск» (Schnellen Truppen)— механизированных частей, включавших танки и мотопехоту. После этого в ведении железнодорожников осталось только техническое обеспечение бронепоездов. Должность офицера Штаба железнодорожных бронепоездов занял оберст-лейтенант (подполковник, позднее полковник) Эгон фон Олжевски, который оставался на ней до марта 1945 г.

Под руководством Олжевски

1 апреля 1942 г. в Рембертове (окрестность Варшавы) был организован Центр по подготовке, экипировке, перевооружению и ремонту бронепоездов (Eisen-bahn-Panzerzug-Ersatz-Abtelung). А к 24 мая того же года были разработаны и утверждены «Руководящие указания по структуре и использованию железнодорожных бронепоездов». Стандартные германские бронепоезда (Einheits-Panzerzug), постройки 1943-1944 гг. получали вооружение и численность экипажа в соответствии с этими требованиями.

Добавить комментарий

Comment
Name*
Mail*
Website*