РАСШИРЕНИЕ ПУТИ

Конфуций говорил: «Человек расширяет Путь (Дао), а не Путь расширяет человека». Понять Конфуция — значит понять Китай. И начать знакомиться с культовыми сооружениями на востоке и северо-востоке Пекина лучше всего с его храма.
Среди основных философско-этических школ Китая (а есть еще и немало их разновидностей) конфуцианство — без преувеличения, главный феномен культуры. Даже в современном прагматичном китайском обществе каноны Конфуция, или Учителя (551-479 гг. до н. э.), составляют центральное звено всей этики — и бытовой, и деловой. Например, такой канон, как Учан, или Улунь, определяющий нормы взаимоотношений между государем и чиновником, отцом и сыном, старшим и младшим братьями, мужем и женой, между друзьями. Храмовый комплекс Конфуция и Императорская академия при нем были построены во время монгольской династии Юань, правившей почти всем Китаем в 12711368 гг. Нынешний облик храм приобрел в 1906-1916 гг. Начала реконструировать и преображать его последняя в Китае монархическая, маньчжурская династия Цин, чья власть в стране и, соответственно, в Запретном городе завершилась в 1911 г. Самый большой храмовый зал — Полного совершенства, или Великого достижения (в 1411 г. он сгорел), где императоры отдавали дань почтения Конфуцию, по проекту цинских архитекторов достраивался уже другими. Весь комплекс насыщен множеством образных смыслов.

Другой знаменитый храм этой части города — храм-монастырь школы тибетского буддизма гэлугпа Юнхэ-гун (Дворец мира и гармонии, храм Ламы) — замечателен по-другому: в нем соединились тибетские и китайские классические архитектурные и декоративные формы. Храм состоит из пяти следующих друг за другом павильонов, расположенных, естественно, по оси север — юг, или инь — ян, в обрамлении менее значительных построек. Во время культурной революции (1966-1976 гг.) Юнхэгун едва не был снесен, спас его от разрушения премьер Госсовета Чжоу Эньлай.

В нескольких сотнях метров от Юн-хэгуна стоит один из четырех главных пекинских храмов — Земли (Алтаря Земли) — Дитань, второй по величине и значению после храма Неба, составляющий единое целое с Дитаньским парком, где по утрам сотни пекинцев выполняют движения гимнастики тайцзицюань — оздоровительного варианта одноименного китайского боевого искусства, название которого переводится как «кулак великого предела». Тот самый сакральный алтарь, который входит в название храма, наполнен водой и имеет форму квадрата.

В районе Чаоян, названном так по воротам Чаоянмэнь бывшей крепостной стены, находятся еще два знаменитых храма. Дунъюэ — храм Восточного пика, заложенный в 1319 г., с тремя дворами и 376 комнатами. Восточный пик — это гора Тайшань (гора Восхода), главная из пяти священных для даосов гор, находящаяся в провинции Шаньдун. Основное достояние этого храма-монастыря — каменные скрижали, на которых самый часто встречающийся иероглиф фу — «счастье». Здесь также представлены палаты «мирового порядка». Более 500 фигур «благородных мужей» получают в них награды или наказания. На территории храма расположен Музей китайского фольклора. В комплекс храма входят также «Стеклянные арки» (Л юли пайхан), на самом деле — каменные, стоящие напротив входа в храм, на другой стороне улицы.

Храм Солнца XVI в. в парке Житань исторического района Цзяньгомэнь, собственно, и не храм, а жертвенный алтарь квадратной формы для поклонения Солнцу. Здесь склоняли свои головы перед небесным светилом Сыновья Неба — императоры. Этот памятник интересен тем, что он симметричен храму Луны в историческом районе Фучэнмэнь на западе города. А вкупе с храмом Неба и храмом Земли они образуют единый комплекс — своего рода квадригу, поддерживающую космический порядок в Поднебесной.

На востоке города находится и самый крупный его парк — Чаоян. Его концепция — собрание разных садов, объединенных вековечным союзом Земли и Воды.

Добавить комментарий

Comment
Name*
Mail*
Website*