Разные стороны разума

Чтобы хоть как-то судить об уме животных, надо для начала разобраться, что же такое человек. Обычно разграничение проводят по линии разума: человек разумен и мыслит, а животные — нет. У них нет ни чувства собственного «я», ни морали, ни политики, ни культуры. Оказалось, однако, что «крысы могут сожалеть о принятых ими решениях, вороны изготавливают инструменты, осьминоги узнают человеческие лица». И чем больше ученые узнают о животных, тем чаще соглашаются с шотландским философом Дэвидом Юмом, котрый еще триста лет назад заметил, что животные не менее разумны, чем люди. Но по-другому, ибо каждому живому организму свойственен собственный «умвельт», свое восприятие мира, и проникнуть в него существу иного вида не дано — попробуйте вообразить картину мира летучей мыши или хотя бы собаки.

Автор этой книги — известный исследователь приматов Франс де Вааль. В ней он, однако, выходит за пределы своих узкопрофессиональных интересов, погружаясь в глубины естественной истории и обращаясь к примерам из жизни самых разных животных — от слонов и китообразных до птиц и осьминогов, не забывая о любимых своих шимпанзе и бонобо. Главная его идея: чтобы судить о способностях животных, надо присмотреться к тому, что они умеют делать самостоятельно, а не только в жестких условиях эксперимента, который далеко не всегда верно поставлен.

Одна из сквозных линий книги — жесткая критика бихевиоризма, который десятки лет господствовал в западной психологии и почему-то полагал стресс одним из важнейших стимулов интеллектуальной деятельности. Де Вааль высказывает сомнение и в том, что основой мышления является язык — а ведь именно он считается главным отличием человека от животных.

Новые данные — такие как наличие обезьяньих археологических культур, способность животных к тонкой политике и сложным коллективным действиям, умение учиться друг у друга, не говоря уже о планировании — явно указывают, что мышление распространено гораздо шире, чем считалось до недавнего времени. А потому, полагает де Вааль, следует сравнивать «не два разных интеллекта, а скорее, разновидности одного и того же» и продолжать искать ответ на вечный вопрос: что же такое разум?

Добавить комментарий

Comment
Name*
Mail*
Website*