РЕЛЬЕФЫ И ТАИНСТВЕННЫЙ КУБ

Поздние правители Ирана не стали пробивать скалы для обустройства погребальных камер, удовольствовавшихся только рельефами. А вот назначение странного сооружения, погруженного в землю, до сих пор остается загадкой.
Наследники Дария I не стали искать другие места для своих гробниц, их останки упокоились рядом. Так поступили Ксеркс I, Артаксеркс I и Дарий II. Пятая гробница предназначалась для Дария III — последнего из Ахеменидов. Александр Великий повелел похоронить поверженного врага с царскими почестями. Но его гробницу в Накше-Рустам не успели закончить, и место погребения царя неизвестно до сих пор. После падения Персидской империи гробницы были заброшены.

К концу XVIII в. скалы были полузасыпаны песком и обломками камня. Только в 1930-х гг. их расчистили с помощью экскаваторов.
У подножия скал, напротив гробниц, стоит загадочное сооружение, сложенное из белого известняка, прозванное в народе Кааба Зороастра (К’аба Зар-душт). «Кааба» на арабском означает «кубический дом», но в данном случае в названии содержится прямой намек на некоторое внешнее сходство с мусульманской святыней Кааба в Мекке. Точное время сооружения Каабы Зоро-астры неизвестно, точно так же как и ее назначение, хотя существует множество версий. Например, по одной — это «настоящая» гробница Кира Великого, по другой — здесь располагалось ритуальное помещение для хранения огня, по третьей — тут хранились бычьи шкуры, на которых золотыми буквами был написан текст Авесты. Внутри постройки — пустая комната.

Пришедшие много позднее к власти иранские шахиншахи — цари из династии Сасанидов, правившие в III-VII вв. — не стали хоронить себя в грубых скалах, а предпочли роскошные мавзолеи. Но, чтобы их имена навеки остались рядом с именами царей великой Персидской империи, они стали размещать между гробницами и у их подножия рельефы, сохранившиеся до наших дней.

Рельефы воспевают воинскую доблесть и величие шахиншахов. На первом изображено вступление на трон Ардаши-ра I Папакана — основателя династии Сасанидов. Его сын Шапур I показан верхом на коне, а напротив него — плененный им римский император Валериан I, униженно молящий о пощаде. Рельефы эпохи Бахрама II и Ормизда II демонстрируют поединки всадников. Царь Нарсе также запечатлен на рельефе во время восшествия на трон.

Арабские завоевания отразились на рельефах в том, что у фигур разбиты лица. И те же арабы со временем придумали назвать это место Накше-Рустам, или «рисунки Рустама».

Добавить комментарий

Comment
Name*
Mail*
Website*