Тяньаньмэнь

Главное, что выражает собой в целом ансамбль площади Тяньаньмэнь, — это строгость, торжественность, парадность.
Когда в Китае к власти пришли коммунисты во главе с Мао Цзэдуном, они еще тверже, чем императоры, начали использовать как внутриполитический инструмент императивы, т. е. указания законодательной силы, касающиеся всех областей жизни. К десятилетию образования КНР, в 1958-1959 гг., были возведены десять крупных сооружений. Среди них — Дом народных собраний на западной стороне площади с залом заседаний на 7 тыс. и банкетным залом на 5 тыс. персон. С восточной стороны — Музей истории революции, совмещенный с Музеем истории, в 2003 г. объединенные в Национальный музей Китая. В южном сегменте площади в 1958 г. появился Памятник народным героям, посвященный повстанцам и революционерам XIX-XX вв., начиная с Первой опиумной войны 1840 г. и заканчивая переходом через Янцзы под водительством Мао Цзэдуна в 1949 г. Здания, построенные в этой стилистике и, казалось бы, навсегда впитавшие в себя дух авторитаризма, смотрятся как архаичные для Китая — экономической сверхдержавы. Внешне. Внутри царит совсем иной дух. Это касается прежде всего Дома народных собраний, китайского парламента, который называется Всекитайское собрание народных представителей. Здесь же заседает Народный политический консультативный совет Китая. Для принимаемых здесь решений в приоритете — реальная экономика, идеология при этом учитывается лишь минимально: так проявляет себя диалектика истории и конъюнктура текущего момента. КПК, главная политическая сила страны, за годы после Мао Цзэдуна тоже пережила определенную эволюцию, хотя некоторые традиции и концепции той эпохи сохраняются. 34 конференц-зала Дома народных собраний оформлены в стиле провинций (так было с самого начала), но теперь там есть и залы Тибета (автономного района Китая), и независимого государства Китайская Республика (Тайвань), в КНР считающегося частью страны; и с Тибетом,
и с Тайванем у Пекина, сдержанно говоря, сложные отношения.

В 2007 г. ансамбль площади дополнил стоящий вблизи нее Национальный центр исполнительских искусств. Грандиозное, эллипсоидной формы здание, оно, в народе прозванное Яйцом, имеет три зала, в которых могут поместиться в общей сложности 6500 человек.

От ворот Тяньаньмэнь площадь отделяет проспект Чаньаньцзе, на котором сосредоточены правительственные учреждения и офисы. «Чаньань» буквально означает «долгое (вечное) спокойствие (умиротворение)». Но «вечного умиротворения» на площади не получалось, и в XX в. — тоже, что лишний раз подтверждает истинность китайской максимы «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». 4 мая 1919 г. на площадь вышла молодежь, протестовавшая против статьи Версальского договора, легитимизировавшей протекторат Японии над китайской провинцией Шаньдун. 5 апреля 1976 г. произошел так называемый Тяньаньмэньский инцидент, начавшийся как акция памяти премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая (он умер в январе 1976 г.) и возмущение тем, что никаких траурных мероприятий по этому поводу официально не проводилось. По сути, это было выступление против авторитарного режима. Жестоко подавленное, как и протест 1919 г. Самым трагическим событием этого ряда были волнения на площади Тяньаньмэнь в апреле-июне 1989 г., когда погибло много людей, больше всего студентов. Эти протесты были мотивированы желанием образованной части общества добиться либерализации внутренней политики по примеру политических реформ в СССР. Но Дэн Сяопин, который никогда не занимал поста руководителя государства (его должность называлась председатель Военсо-вета КПК), будучи его фактическим лидером, отрицал необходимость политических реформ, считая модернизацию экономики, но и только, главной целью преобразований в Китае. Он же приказал ввести в столицу армию для подавления восстания.

Добавить комментарий

Comment
Name*
Mail*
Website*